Версия для печати - только текст
К обустройству комнаты для долгожданного малыша мы всегда подходим с особым вниманием и теплотой. Ценители эстетики продумывают малейшие штрихи интерьера, стремясь с рождения окружить свое чадо красивыми предметами. Практичные родители готовы пожертвовать дизайном и красотой в пользу комфорта и безопасности. Наконец, сторонники раннего развития детей полагают, что главная задача детской комнаты – помочь маленькому человечку максимально реализовать свой потенциал. Не будем останавливаться на том, как лучше расположить предметы мебели, какого цвета шторы предпочесть и чем можно украсить комнату новорожденного. Поговорим о том, как превратить детскую комнату в пространство, благоприятное для полноценного развития ребенка. «С самого рождения детские комнаты должны обеспечить ребенку своевременное (то есть «раннее») развитие, – считает автор сайта «Ранний старт» Михаил Федоров. – Детская – это трек для ползанья с первых дней жизни. Это кровать, которая не является тюрьмой, и из нее уже месяцев в восемь можно вылезать. Это пол с разными уровнями, это десяток устройств, которые вертятся, звенят, блестят. Это обучающие обои, звездное небо на потолке, шведские стенки, переходящие в рукоходы, сетки из толстых веревок на стене и так далее». (Источник: www. kidsport.narod.ru). Посмотрим на детскую комнату глазами авторов различных развивающих методик. Главная идея одной из самых популярных в мире педагогических систем, разработанной Марией Монтессори – создание развивающей среды для ребенка. На протяжении первого полугодия жизни малыша активно развиваются его познавательные навыки. Ребенок получает представление об окружающем мире с помощью зрительных, обонятельных, слуховых и тактильных ощущений. Последователи Монтессори рекомендуют задействовать в детской комнате предметы, развивающие все органы чувств. Маленький ребенок исследует окружающее пространство на ощупь – через кончики пальцев и ладони, поэтому при оформлении интерьера можно использовать все многообразие фактур – шершавые, гладкие, рельефные, мягкие, пушистые. Практически все компоненты развивающей среды родители могут сделать своими руками из подручных материалов. Например, можно сшить рукавички из разных тканей и поглаживать ими кожу ребенка. «Малыш получает удовольствие от пушистой и начинает кряхтеть от шершавой. Он уже показывает, что приятно для него, а что не очень. В это время образуется множество связей в коре головного мозга», – говорит руководитель одного из российских центров Монтессори Татьяна Вышина. Большинство игрушек для детей первых месяцев жизни, лежащих на магазинных полках, задействуют сразу несколько ощущений – например, они одновременно вращаются, вибрируют, пищат и шуршат. Специалисты Монтессори считают, что в этом возрасте гораздо важнее дифференцировать ощущения, например, создав в комнате различные сенсорные зоны. Для зрительной стимуляции нужны разноцветные, яркие, привлекающие внимание предметы. Примерно со второго месяца жизни можно повесить над детской кроваткой мобиле – подвижную конструкцию с игрушками, до которых малыш со временем будет дотягиваться руками. С этого же возраста можно давать малышу игрушки, стимулирующие слух – пищалки, погремушки, свистки, а чуть позже – музыкальные инструменты: детские пианино, металлофоны, бубны и т.п.. Вопреки распространенным рекомендациям использовать в детских комнатах пастельные, приглушенные тона, Монтессори считает, что младенцы лучше воспринимают контрастные цвета и четкие линии, а также с удовольствием разглядывают человеческие лица. Например, комнату можно украсить несколькими черно-белыми портретами, которые не только вызывают интерес малышей, но и способствуют их эмоциональному и зрительному развитию Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в совей комнате, размеры мебели должные соответствовать его возрасту и росту. Кроме того, Мария Монтессори придавала большое значение поддерживанию порядка в детской – каждый предмет должен занимать строго отведенное для него место. Автор другой популярной методики раннего развития, американский врач-физиотерапевт Глен Доман полагал, что главное – с первых дней жизни создать условия для физического развития малыша, без которого невозможно его интеллектуальное развитие. Доман называл движение фундаментом всех человеческих способностей. Таким образом, важно с самого рождения использовать рефлекс ползания малыша и работать над усовершенствованием этого навыка. Если в первый день своей жизни малыш способен проползти всего 30 см, то во второй день этот показатель можно увеличить до 60, а в третий – до 90 см. Чем чаще позволять новорожденному ползать – тем быстрее будет развиваться его мозг. Согласно его методике, пол – это главное место в детской комнате и идеальная платформа для двигательной активности и физического развития малыша. «Ешьте, спите, играйте, учите – короче, делайте все на полу», – пишет он в своей знаменитой книге «Гармоничное развитие ребенка». Именно поэтому Доман уделяет большое значение обустройству пола в детской комнате – например, он может быть с обогревом, специальным освещением и т.п. Еще один совет –постелить поверх обычного виниловое покрытие, которое облегчит ползанье малыша. Доман считает, что идеальный вариант – обзавестись специальным треком для ползания (см. рисунок). «Этот трек достаточно широк, чтобы позволить ребенку свободно шевелить руками и ногами, и достаточно узок, чтобы позволить отталкиваться ногами от стенок, что облегчает движение... Трек можно сделать из клееной фанеры или твердой древесины, обшив его поролоном или губчатой резиной толщиной в 2,5 см.». – в книге «Гармоничное развитие ребенка» Глен Доман дает подробную инструкцию о том, как смастерить такой трек своими силами. Для развития маленьких ручек Доман предлагает установить в детской комнате горизонтальную лестницу – так называемый «рукоход». В результате регулярных тренировок малыш первого года жизни будет способен, цепляясь за перекладины, проходить его от десяти раз в день. Автор книги «Поверь в свое дитя», француженка Сесиль Лупан, также придерживается мнения, что физическая активность ребенка помогает его интеллектуальному развитию. Одна из ее идей для детской – многоярусный пол, по разным уровням которого малыш может перелезать, переползать, переваливаться. Также Сесиль Лупан предлагает родителям самостоятельно изготовить детскую кроватку. «Кроватка должна быть такой, чтобы малыш чувствовал каждое свое движение, – пишет она в вышеупомянутой книге. – Соедините три доски так, чтобы получился желоб шириной около 40 см, высотой 15 см и длиной не менее 120 см. Обейте его дно мягкой тканью толщиной 3 см, а сверху - клеенкой. Ребенок должен спать в теплой комнате, легко одетым. При каждом движении он обязательно соприкасается с боковыми стенками и при этом познает, для чего же служат те мелкие движения, которые он совершает инстинктивно. Для активных младенцев нужно предусмотреть упор на другом конце кроватки» (см. рисунок). Лупан – категорическая противница манежей и прочих изобретений, ограничивающих свободу ребенка. Важно максимально приспосабливать комнату к потребностям малыша, предоставив в его распоряжение пространство для ползания и первых шагов. С самого рождения она рекомендует как можно чаще выкладывать малыша на живот, стимулируя его ползанье. С четырех месяцев можно учить ребенка передвигаться на четвереньках. Когда он научится ползать, следует позаботиться о том, чтобы в детской комнате были крупные предметы (например, яркие кубы, прямоуголь ники или стулья, тумбочки), опираясь на которые малыш сможет вставать на ноги, а затем и делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому. Для занятий с ребенком Лупан также рекомендует использовать гимнастические бревна и горизонтальные лестницы, а также подручные средства – мячи, коробки и т.д. Детская комната должна предоставлять возможность не только для физического, но и для сенсорного развития ребенка. Например, для стимуляции зрения можно украсить помещение лоскутками тканей различной цветовой гаммы, пластиковыми зеркальцами, яркими картинками и черно-белыми узорами. Для развития осязания она советует сшить одеяло из материалов разной фактуры. Для того, чтобы развить обоняние ребенка –использовать маленькие мешочки, наполненные специями и ароматными травами. Как можно заметить, большинство из привычных аксессуаров детской комнаты, призванных облегчить жизнь современных родителей – будь то кроватки с бортиками, развивающие коврики или музыкальные центры, – не отвечают представлениям авторов данных методик о «правильном» раннем развитии детей. Стоит ли отказаться от этих изобретений, облегчающих жизнь современных родителей и заняться самостоятельным изготовлением треков для ползания, спортивных снарядов и кроваток, сон в которых помогает развитию мозга ребенка? Действительно ли дети, проползающие в три месяца метровую дистанцию за 10 минут, значительно превосходят по уровню интеллекта своих сверстников, коротающих свободное время вальяжно устроившись в музыкальном шезлонге? Наверное, у каждого родителя есть своя точка зрения на этот счет. Впрочем, как и свои представления о том, какой должна быть комната их драгоценного малыша. Сафронова Марина |