Версия для печати - только текст Младенец не умеет ходить, говорить, думать и, конечно же, он ещё не умеет играть. Вместе с тем младенец живёт полноценной, хотя и весьма своеобразной внутренней жизнью, которая отнюдь не сводится к удовлетворению физиологических потребностей. Главное своеобразие младенческого возраста заключается в том, что все интересы, радости и трудности ребёнка связаны с близкими взрослыми и происходят в общении с ним. Именно в эмоциональном, непосредственном общении со взрослым происходит развитие ребёнка, закладываются основы его личности. Поэтому на первом году жизни главное для ребёнка - это достаточное по количеству и адекватное по качеству общение со взрослым. Поэтому в основу воспитания младенца должна ложиться правильная организация общения. Первый год жизни - это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода. Первый период - новорожденность - занимает первый месяц жизни ребёнка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивидуальной обращённости к младенцу в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка. Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В это время главной деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребёнка, направленные на предмет. Третий период занимает вторую половину первого года жизни (примерно от 6 до 12 месяцев). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положение ведущей выходит манипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым - малышу нужны не только ласковые слова и внимание, но и игрушки и совместные игры.Каждый из этих периодов требует своих игрушек. Остановимся на них подробнее. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитиюИзвестно, что социально-эмоциональное развитие младенца осуществляется преимущественно в эмоциональном общении со взрослым (в том числе со старшими детьми). Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить ребёнку близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем человека и животных".Игрушки, обеспечивающие эту линию развития, должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное. Прежде всего это самые разные куклы определённого типа и размера. Например: - тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);
- пластиковые - гибкие;
- кукла-неваляшка со звуковым эффектом;
- кукла-голыш;
- красивая (можно фарфоровая) кукла в одежде.
Подходят также игрушки, передающие внешний облик животного или птицы - пластиковые или мягкие (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом). Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне.Естественно, младенцы до 6-7 месяцев не играют с этими игрушками в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно они с удовольствием рассматривают их, и такое разглядывание приносит им явное удовольствие - они улыбаются, оживляются, гулят и пр. А это значит, что они воспринимают и узнают изображение лица, радуются этой встрече, что, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию. Игрушки, способствующие познавательному развитиюРазвитие восприятия в младенческом возрасте осуществляется в процессе зрительного и слухового сосредоточения. Ребёнку начиная с 2 месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес. Для младенцев первого полугодия это могут быть подвесные игрушки: - объемные фигурки, погремушки;
- карусель музыкальная с 3-4 различными игрушками;
- колокольчики, бубенчики;
- "турничок".
Сначала малыши внимательно рассматривают эти предметы, прислушиваются к их звучанию. В 4-5 месяцев они начинают специально тянуться к ним и вызывать их движение (или звук). Они как бы открывают свою возможность воздействовать на предметы и охотно ей пользуются. С возрастом их движения становятся всё более энергичными и целенаправленными - малыш с удовольствием стучит по погремушкам и наслаждается производимым эффектом. Постепенно глаз и рука ребёнка всё более согласовываются друг с другом. Во втором полугодии начинает развиваться сенсомоторная координация.Сенсомоторная координация складывается на первом году жизни и предполагает согласованность восприятия и действия (руки и глаза). Формирование такой согласованности происходит в простых действиях (ребёнок хватает доступные предметы, стучит ими, трясет и катает, перемещает подвижные части). В конце второго полугодия действия становятся более сложными - ребёнок уже может вращать колёсики, перебирать пальчиками подвижные детали, открывать и закрывать простые коробочки, нажимать на кнопки, вкладывать и вынимать маленькие предметы. Для этих действий нужны легкие, удобные для захватывания и удержания, внешне привлекательные игрушки, блестящие, гладкие и ребристые, и предметы, удобные для манипулирования.Для простых действий нужны: - простые погремушки прозрачные и с перекатывающимися шариками;
- цветные (жёсткие и мягкие) колокольчики для раскачивания;
- геометрические формы: шары, кубы - однотонные и цветные, блестящие (диаметр игрушки 5-8 см).
Для более сложных действий (в 7-12 месяцев) полезны игрушки, составленные из двух объектов, требующие координации рук: - погремушки и игрушки с подвижными частями;
- игрушки с кнопками, со звуковым или световым эффектом, с появлением фигурки;
- игрушки комбинированные с липучкой и с зеркалом;
- игрушки с наполнителем (горошком, шуршащей бумагой);
- желобок и шарик для скатывания;
- открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания;
- коробки с крышкой;
- стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза);
- игрушки-вкладыши (по 2-3 формочки с явными различиями в размерах).
Производя манипуляции с такими игрушками, малыш с радостью воспринимает производимый им эффект, что даёт ему чувство своей активности и самостоятельности. Кроме того, он подстраивает свою руку к форме и размерам вещей, учится действовать с ними и познаёт их свойства. Игрушки, способствующие развитию моторики и движенийМоторика младенца развиваются посредством передвижения предметов в пространстве (руками и ногами). Предметы должны быть доступными по весу и размеру для младенца и безопасными по фактуре. Это могут быть: - мячи - резиновый, большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; из мягкого материала с мелодией;
- надувные цилиндры для отталкивания ножками;
- кольца и специальные игрушки для кусания;
- коврик многофункциональный с различными эффектами для восприятия, манипулирования и стимулирования ползания.
Смирнова Елена Олеговна доктор психологических наук, профессор
|