Версия для печати - только текст Как из кубиком собираются сооружения так же из примитивов восприятия собираются более сложные образы. И, в первую очередь, необходимо создать эти первичные примитивы (в случае зрительного восприятия - линии, круги, точки, кубики и т.п. разного размера и ориентации). Только один период развития ответственен за формирование примитивов, затем последует период формирования более сложных - на основе предыдущих. Если что-то было упущено, все последующие образы будут строится без нужных кубиков и это уже никогда не восполнится. Котенок, лишенный в нужный период восприятия вертикальных линий, как слепой, натыкается на стоящую швабру, с трудом научается ее распознавать по косвенным признакам (а не по главному - вертикальная линия), но стоит слегка измениться освещению, или другим условиям восприятия и приходится снова учиться замечать швабру. Все способности и возможности, фантазия и легкость схватывания в обучении - прямое следствие (не)достаточности примитивов и более сложных распознавателей восприятия. Умение одним взглядом прикинуть число рассыпанных горошин - и на этой базе становится потенциально возможным то, что с трудом будет даваться без распознавателей числа предметов. И так - во всем, что может оказаться важными элементами восприятия. Поэтому очень важно знать, в каком возрасте какие критические периоды созревания важных распознавателей восприятия нужно суметь поддержать достаточно полной стимуляцией, конечно же не чрезмерной, не перевозбуждающей. Здесь собраны наиболее важные фрагменты нескольких статей, которые позволят дать нужные представления. Затем имеет смысл более внимательно ознакомиться с самими статьями. Нейрофизиология детского возраста Микадзе Ю.В. Скорость роста коры определяется развитием отростков нейронов и синаптических контактов с другими клетками и но всех областях мозга наиболее высока н первые два года ЖИЗНИ ребенка, но в разных зонах наблюдаются собственные темпы роста. К 3 годам происходит замедление и прекращение роста коры в проекционных, к 7 годам — в ассоциативных отделах (Семенова Л. К. и др.. 1990; Верк Л. Е.,200б). Максимальные темпы диффреренцировки проста клеток коры головного мозга наблюдаются в конце эмбрионального и в начале постнатального периода, затем процессы менее выражены. У трехлетних детей клетки уже значительно дифференцированы, а у восьмилетнего — мало отличаются от клеток взрослого человека (Клосовскин В. П.. 1949). ... Созревание первичных (41-е) и вторичных (42-е, 22-е) полей височной области, связанной с работой слухового анализатора, также проходит неравномерно. Развитие первичных полей заканчивается к 2 годам, а ассоциативных полей — к 7 годам. После рождения наиболее важным этапом является возраст 2 года... ... В первые два года постнатального периода более интенсивно развиваются моторные отделы лобной области по сравнению с префрон-тальными. Наиболее активное созревание двигательной коры идет в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет, в верхней премоторной области — до 5 лет и в нижней премоторной области — до 8 лет (Шумейко Н. С, 2004). В целом моторная область приобретает структуру, сходную со взрослыми, в 2-4 года, а премо-торная область — к 7 годам (Развитие мозга ребенка, 1965). Нейропсихологическое тестирование - Диагностика Интенсивное созревание определенных зон коры создает предпосылки для развития тех или иных психических функций на данной возрастной ступени. Однако развитие определяется не только созреванием мозговых структур, но так же детерминировано потребностями организма в развитии. Невостребованная функция не будет развиваться.... при оптимальных условиях воспитания и обучения ребенка и при достаточной информационной среде, при обеспечении интенсивных сенсорных потоков создаются предпосылки для реализации потенциальных возможностей «зон ожидания» развивающегося мозга. Однако если благоприятных условий для их реализации не наступает, то имеющиеся морфофункциональные «заготовки» подвергаются атрофии вследствие невостребованности. Правильно построенное обучение с учетом зоны ближайшего развития вызывает усиленное функционирование определенных систем организма, определенных мозговых структур, находящихся на данном этапе в стадии интенсивного созревания, оказывает существенное влияние на биохимию мозга, морфогенез нервных структур, на рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры. может создавать те оптимальные условия, которые будут способствовать более быстрому созреванию мозговых структур и формированию новых функциональных систем. В период созревания каждой психической функции наблюдаются сенситивные и критические периоды. Сенситивный период характеризуется интенсивной качественной структурно-функциональной перестройкой физиологических систем. В этот период они высоко пластичные и особо чувствительны к внешним воздействиям и обучению. Целенаправленное воздействие на функцию в сенситивный период способствует её прогрессивному развитию. Для разных функций сенситивные периоды приходятся на разные возрастные этапы. Первым критическим периодом является период новорожденности. Если в это время ребенок будет лишен внешних стимулов, то даже при первичной сохранности органов чувств деятельность восприятия становится невозможной, поскольку потенциальные возможности клеток «зоны ожидания» не реализуются, из них не формируются нервные клетки, ответственные за этот процесс. Первыми развиваются функции, ответственные за восприятие внешней информации. Это зрительная, слуховая, тактильная, двигательная функции и соответствующие им зон коры: затылочная, височная, теменная и заднелобная. Эти функции принимают участие в формирование очень важной способности восприятия предметов окружающего мира. Если у ребенка имеются нарушения в одной из этих функций, то у него не происходит формирования предметных действий и предметного восприятия, лежащего в основе активной познавательной деятельности. Важнейшая роль на первых этапах развития ребенка как в обеспечении контактов со средой, так и в процессе научения ребенка принадлежит зрительному восприятию. Зрительной функции принадлежит ведущая роль в общем развитии в первые три месяца жизни. Уже в первые месяцы жизни складывается активный характер зрительного восприятия. Процесс формирования восприятия происходит постепенно в течение всего периода развития ребенка. В течение первых недель и месяцев зрительное восприятие претерпевает существенные изменения и дети третьего месяца жизни, по исследованиям Бауэра (1979), могут воспринимать форму предмета, различать его ориентацию, разделять наложенные фигуры. Одним из показателей нормального онтогенеза, по мнению Мастюковой Е.М ., является фиксация взора на руке, которая в норме возникает к 2-3 месяцам, затем направление руки к объекту. В это время происходит формирование зрительно-такильно-кинестетических связей, которые лежат в основе формирования зрительно-моторных координаций. С 12-13 недель ребенок начинает вскидывать руки на зрительный стимул и направлять их к объекту. К 4-м месяцам у ребенка формируется реакция активного осязания под контролем зрения. В возрасте 5,5 месяцев ребенок начинает захватывать предметы. К этому возрасту эта функция становится узловой в развитии ребенка. В дальнейшем развитие зрительно-тактильно-моторной функции служит основой для формирования активной познавательной деятельности. В возрасте 7-8 недель начинают формироваться слухо-моторные связи. В возрасте 8-10 недель ребенок поворачивается к источнику звука расположенному над головой. К 3 месяцам ребенок уже достаточно хорошо умеет локализовать звук в пространстве, и с этого возраста слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер. У ребенка этого возраста проявляется отчетливое ориентировочное поведение на звуковой стимул. Стимуляция сенсорного развития Развитие некоторых чувств начинается еще до появления ребенка на свет. Эти чувства иногда называют базовыми, и их стимуляция в течение первого года жизни ребенка оказывает решающее влияние на развитие его мозга. Восприятие движения и равновесия начинает развиваться на третьем месяце беременности. При этом стимуляция плода осуществляется движениями матери. Тактильное восприятие начинает развиваться в период последней трети беременности. Младенец чувствует прикосновение матери к животу. Проприоцептивное восприятие начинает развиваться на 4-м и 5-м месяцах беременности. Стимуляция осуществляется, когда младенец толкает мамин живот. Это дает ему ощущение «работы» мышц по преодолению сопротивления. Слуховое восприятие. Примерно на шестом месяце беременности матери у младенца появляется способность слышать ее голос и звуки окружающей среды. Вкусовое восприятие развивается благодаря стимуляции, которую обеспечивает еда и питье. В нашей жизни обоняние и вкус уже не играют такой большой роли, как в жизни наших предков, однако для самопознания и эмоциональной стороны жизни человека значение этих чувств достаточно велико. Как стимулировать сенсорное развитие
Восприятие движения и равновесия Младенец. Носите его повсюду с собой. Можно привязать его к своему телу куском ткани, как это делают женщины в некоторых странах Азии и Африки, можно держать на руках, раскачивать его в люльке, закрепленной у потолка. Ребенок постарше. Разрешайте ему самому раскручивать люльку, играйте в любые игры, в которых ребенка можно кружить, менять его положение быстро или ритмично, а также в игры с элементами танца.
Осязание Младенец. Смазывайте тело малыша кремом, делайте детский массаж, играйте в такие «тактильные игры», как «Коза рогатая», «Сорока-ворона», катайте по его телу теннисный мячик, стимулируйте тактильное восприятие предметами разной фактуры. Ребенок постарше. Побуждайте его узнавать предметы на ощупь с закрытыми глазами, играйте в игры на тактильную память.
Проприоцептивное восприятие Младенец. Помещайте малыша в воду, играйте с ним в бассейне с бортиками, делайте вибрационный массаж. Ребенок постарше. Побуждайте ребенка ходить задом наперед, обходить препятствия с завязанными глазами (не забывая о мерах предосторожности), играйте в «статуи» (вы принимаете какую-нибудь забавную позу, а ребенок должен ее скопировать).
Слуховое восприятие Младенец. Сделайте так, чтобы малыш мог слышать как можно больше непохожих друг на друга звуков: бренчание погремушки, звон колокольчика, пение, грохот барабана, звучание ксилофона. Важным приемом является стимуляция звуками очень низких частот. Помещайте источник звука с разных сторон, (это явится хорошим стимулом повернуть голову в сторону источника звука), побуждайте малыша самого производить звуки. Можно надеть ему на голову наушники, через которые он будет слушать спокойную стереофоническую музыку (условия, при которых он будет слышать какое-то время правым ухом, затем несколько секунд обоими ушами, потом – только левым). Ребенок постарше. Побуждайте ребенка слушать разные звуки и определять, кто или что их производит. Это, например, может быть магнитофонная запись звуков, издаваемых животными, или звуков повседневной жизни. Побуждайте его, завязав глаза, следовать за партнером, ориентируясь только на звук, который тот производит.
Зрительное восприятие Младенец. Подвесьте над кроваткой малыша разноцветные предметы, привлекайте его внимание яркими игрушками, побуждайте тянуться к ним. Побуждайте его провожать взглядом движущуюся игрушку или источник света (иногда мигающий), поворачивать голову, чтобы проследить за перемещением предмета, играйте в «Ку-ку» (накрывайте голову ребенка на мгновение платком, затем убирайте его, говоря «Ку-ку», или побуждайте его самого стягивать с головы платок, а можно прятаться за ширмой и появляться вновь). Ребенок постарше. Играйте в темной комнате с электрическим фонариком. Можно встать лицом к ребенку и фонариком со слабым светом описывать в воздухе круги. При этом ребенок должен следить за движением света глазами, не поворачивая головы.
Вкус Младенец. Когда малыша перестают кормить одним только молоком, ему следует давать разнообразную пищу, не перемешивая блюда между собой, чтобы каждое из них сохранило свой вкус. Ребенок постарше. Давая ребенку, маленькие кусочки разных кушаний, побуждайте его угадывать с закрытыми глазами что он ест (не следует, однако, давать ему ничего горького или острого).
Обоняние Ребенок постарше. Стимулируйте обоняние, меняя ароматы и делая их все менее резкими. Побуждайте ребенка замечать разницу, спрашивайте, какие запахи ему нравятся. Приносите разные специи, предметы с характерными запахами и давайте их нюхать. На прогулке обращайте внимание ребенка на запахи живых цветов, хвои. Устраивайте игры на запоминание запахов. Среди нескольких запахов побуждайте находить одинаковые.
Важно начинать занятия с самого раннего возраста и стимулировать развитие всех чувств, не сосредотачиваясь лишь на одном. Наблюдая за ребенком, постарайтесь определить, в чем он больше всего нуждается, на каком этапе своего развития он начинает «отвечать» на стимуляцию. Всегда стремитесь добиться его реакции и сделать его участником ваших совместных занятий. Детская комната как развивающая среда для младенца Маленький ребенок исследует окружающее пространство на ощупь – через кончики пальцев и ладони, поэтому при оформлении интерьера можно использовать все многообразие фактур – шершавые, гладкие, рельефные, мягкие, пушистые. Практически все компоненты развивающей среды родители могут сделать своими руками из подручных материалов. Например, можно сшить рукавички из разных тканей и поглаживать ими кожу ребенка. «Малыш получает удовольствие от пушистой и начинает кряхтеть от шершавой. Он уже показывает, что приятно для него, а что не очень. В это время образуется множество связей в коре головного мозга», – говорит руководитель одного из российских центров Монтессори Татьяна Вышина. Большинство игрушек для детей первых месяцев жизни, лежащих на магазинных полках, задействуют сразу несколько ощущений – например, они одновременно вращаются, вибрируют, пищат и шуршат. Специалисты Монтессори считают, что в этом возрасте гораздо важнее дифференцировать ощущения, например, создав в комнате различные сенсорные зоны. Для зрительной стимуляции нужны разноцветные, яркие, привлекающие внимание предметы. Примерно со второго месяца жизни можно повесить над детской кроваткой мобиле – подвижную конструкцию с игрушками, до которых малыш со временем будет дотягиваться руками. С этого же возраста можно давать малышу игрушки, стимулирующие слух – пищалки, погремушки, свистки, а чуть позже – музыкальные инструменты: детские пианино, металлофоны, бубны и т.п.. Вопреки распространенным рекомендациям использовать в детских комнатах пастельные, приглушенные тона, Монтессори считает, что младенцы лучше воспринимают контрастные цвета и четкие линии, а также с удовольствием разглядывают человеческие лица. Например, комнату можно украсить несколькими черно-белыми портретами, которые не только вызывают интерес малышей, но и способствуют их эмоциональному и зрительному развитию. ... важно с самого рождения использовать рефлекс ползания малыша и работать над усовершенствованием этого навыка. Если в первый день своей жизни малыш способен проползти всего 30 см, то во второй день этот показатель можно увеличить до 60, а в третий – до 90 см. Чем чаще позволять новорожденному ползать – тем быстрее будет развиваться его мозг. ...Лупан – категорическая противница манежей и прочих изобретений, ограничивающих свободу ребенка. Важно максимально приспосабливать комнату к потребностям малыша, предоставив в его распоряжение пространство для ползания и первых шагов. С самого рождения она рекомендует как можно чаще выкладывать малыша на живот, стимулируя его ползанье. С четырех месяцев можно учить ребенка передвигаться на четвереньках. Когда он научится ползать, следует позаботиться о том, чтобы в детской комнате были крупные предметы (например, яркие кубы, прямоуголь ники или стулья, тумбочки), опираясь на которые малыш сможет вставать на ноги, а затем и делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому. Детская комната должна предоставлять возможность не только для физического, но и для сенсорного развития ребенка. Например, для стимуляции зрения можно украсить помещение лоскутками тканей различной цветовой гаммы, пластиковыми зеркальцами, яркими картинками и черно-белыми узорами. Для развития осязания она советует сшить одеяло из материалов разной фактуры. Для того, чтобы развить обоняние ребенка –использовать маленькие мешочки, наполненные специями и ароматными травами. Развитие новорожденного ребенка в первый месяц жизни Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни - в общении с вами....если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни....старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд....Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации... Если вы хотите что-либо показать своему малышу -яркую игрушку, например, — держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Игрушки для младенца Поэтому на первом году жизни главное для ребёнка - это достаточное по количеству и адекватное по качеству общение со взрослым. Поэтому в основу воспитания младенца должна ложиться правильная организация общения. Первый год жизни - это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода. Первый период - новорожденность - занимает первый месяц жизни ребёнка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивидуальной обращённости к младенцу в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка. Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В это время главной деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребёнка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребёнка, направленные на предмет. Третий период занимает вторую половину первого года жизни (примерно от 6 до 12 месяцев). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положение ведущей выходит манипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым - малышу нужны не только ласковые слова и внимание, но и игрушки и совместные игры.Каждый из этих периодов требует своих игрушек. Для практического использования предлагаются материалы: По мере появления новых материалов эта реферативная статья будет дополняться. |