Версия для печати - только текст Этот возраст условно ограничим периодом от года (младенчества) до семи лет. На самом деле этот период можно условно разделить еще на несколько. Возраст 7 лет, когда ребенок идет в школу, - можно принять как условную границу - до качественного изменения социальных отношений, прав и обязанностей. Кроме единственного грудного молока пища все более разнообразится. Развиваются функциональные системы уже в зависимости от все более различающихся условий. Усиленно развивается мозговая ткань, формируя баланс возбуждения и торможения для обслуживания все более сложных, доосознавательных и начала осознавательных поведенческих цепочек автоматизмов, что внешне проявляется склонностью к судорогам функционального характера. В период "доверчивого обучения", продолжающийся приблизительно (индивидуальная специфика) от года до 4 лет, очень высокое значение для ребенка имеет сказанное родителями и теми, кто родителями позиционирован как авторитет. Имея большие потребности жизнеобеспечения, но не имея опыта как их самостоятельно удовлетворять, ребенок должен полагаться на опыт авторитетов. В этот период все животные, имеющие механизмы для организации личной адаптивности, передают опыт выживания детенышам. Период инициативы протекает приблизительно от 4 до 6 лет. Авторитарно переданный опыт имеет очень размытые границы применимости и почти не учитывают индивидуальных возможностей и способностей, которые так же задают границы применимости преподанного авторитетом. Кроме того, такой опыт всегда консервативен потому, что его верность проверялась еще авторитетом, а условия жизни могут меняются слишком резко. Поэтому с некоторого возраста, вместе с такой эволюционной находкой как игры, позволяющие в смягченных условиях проверить на себе варианты поведения, все более проявляется инициатива проверки вариантов поведения в разных условиях и проверки попыток не выполнять авторитарные указания. Инициатива доходит до мягких, игровых актов неповиновения, преступания авторитетных указаний, хотя это по-прежнему не вступает в противоречие с наиболее важными авторитарными установками, и все позитивные инициативы, не вызывающие опасения у родителей, поощряются. Для смягчения конфликтов с авторитетами и партнерами игр возник демпфирующий эмоциональный контекст, поддерживаемый многими признаками взаимопонимания, проявляющийся как смех. Успешная реализация инициатив будет впредь стимулом для других подобных попыток, что далеко превышает возраст навыков приемлемости видов и способов новаторства. Это постепенно переходит в другое качество приобретения жизненного опыта - период "попрания авторитетов" - в более позднем возрасте. В раннем детском возрасте, в доосознаваемый период (примерно до 1,5 - 2 лет) формируются основы мышечных и других видов автоматизмов, закладываются основы механизмов осознания воспринимаемого и результатов своих действий для уже осознаваемой корректировки автоматизмов. В более позднем возрасте этого периода развития формируются основы системы значимости личности, основы мировоззрения и навыки творчества. Очень важную информационную роль в этом периоде развития имеет сон - в виду недостаточности времени на осмысление всего происходящего во время бодрствования. В этом разделе будут даны методические советы для отслеживания критических периодов развития в раннем детском возрасте и материалы для дополнительной стимуляции детей в нужные моменты а так же критерии, позволяющие выбрать стратегию воздействия. Рекомендуемые материалы: · Игры для детей от 1 до 2 лет · Развивающие игры описания · Детские развивающие игры · Развивающие компьютерные игры · Познавательное видео для детей · Развивающее видео ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ
|